Навигация: Третья линия метро в Минске
Третья линия метро в Минске

Первые работы по строительству третьей линии метро в Минске были начаты еще летом 2013 года: переносились инженерные сети, сносились дома, обустраивались строительные площадки. Что успели сделать строители за прошедшие пять лет, и когда в Минске откроют 3-ю линию метро?

Схема и сроки

Первая линия под названием "Зелёный луг" пройдёт от Курасовщины в одноимённый населённый пункт. По длине она будет 17 км с размещенными 14-ю станциями. Участок, который будет запущен в эксплуатацию, предположительно будет состоять из 4 станций. Все остальные построят позже.

Генеральный директор предприятия Леонид Стухальский еще три года назад сказал, что строительство 1 километра превысит 70 млн. долларов. Однако, этот показатель колеблется в зависимости от курса. Продление линии и строительство остальных станций в будущем будет обходиться еще дороже: в этом году перспектива трат за 1 км тоннеля - 130 млн долларов.

Третью линию метро в Минске планировали запустить ещё в 2017 году, об этом заявил управляющий Минметро Павел Царун ещё когда только начались работы по подготовке в 2013 году. Летом, когда планировался перенос коммуникаций и снос здания, этот срок был подтвержден. Однако, в конце 2017 года стало ясно, что "Алеся" не закончит прохождение всех тоннелей вовремя.

Здесь вы можете посмотреть, по какой схеме ведется строительство 3-й линии метро в Минске, обратите внимание – пунктирной линией на карте обозначены станции третьей линии Минского метрополитена в перспективе:

Схема Минского метрополитена
Схема Минского метрополитена


Еще несколько лет назад утверждали, что открытие 3-й линии метро в Минске произойдет в 2019 году. На заседании коллегии Минтранса директор Минскметростроя заявил, что:

  • степень готовности 3 станций на завершительной стадии;
  • на 3 станциях можно выполнять монтаж инженерных коммуникаций и осуществлять чистовую отделку;
  • 3 станция практически готова, но на ней предстоит ещё большой объем работ;
  • возведение четвертой станции находится на начальной стадии;
  • предположительно летом 2020 года должна пройти обкатка электропоездов.

Как показала практика, от начала обкатки до полноценного запуска линии обычно проходит несколько месяцев. Возможно, строители будут стараться успеть к традиционному 7 ноября. Однако, совсем недавно в журнале "Подземные горизонты" прозвучала информация о том, что старт объекта переносится на 2021 год.

Как ведется строительство

  • Кто такая "Алеся"?

Это комплекс, который копает тоннели автоматически. Он был приобретён почти за 12 млн. долл. у производителя Bessac (Франция). Этот щит может рыть тоннели со скоростью до 280 метров за месяц, что намного быстрее, чем отечественные щиты ЩН-1С. Прошлым летом работа "Алеси" приостановилась на 4 месяца, причина была неясна. В феврале этого года ситуация случилась еще раз: щит перестал работать на 3 недели. За это время осматривались и менялись расходные материалы. До заказа Минска производитель не сооружал такие крупные щиты, "Алеся" стала самым серьезным проектом компании. Главная её специализация — прокладка канализационных тоннелей меньшего диаметра.

  • Может быть, приобрести второй щит?

Летом прошлого года МинскМетрострой огласил тендер на покупку нового щита, но уже через 3 месяца отказался от этой идеи. Генеральный директор рассказал, что нецелесообразно при нынешних темпах приобретать это весьма дорогое оборудование. К тому же, важно понимать, что щиты производятся под определенного клиента. С момента составления договора с французской компанией до начала копки тоннелей "Алесей" прошло аж 2 года. Это означает, что если сделать заказ щита сейчас, он придёт, вероятнее всего, под конец выполнения работ по строительству новой линии.

Дизайн станций

Станции третьей линии метро в Минске разрабатывал коллектив из 10 человек под управлением главного архитектора Владимира Телепнева. Критики отметили характерный почерк этого автора, который успел создать несколько проектов за последние годы: обшитые металлом колонны и большие металлические поручни у пола, мешающие при передвижении пассажиров.

На форумах опытные дизайнеры делились собственными проектами, как они бы сделали эту линию. Мнение критиков было учтено, и за время строительства внешний вид станций "Вокзальная" и "Площадь Франтишка Богушевича" изменили.

На этих рендерных изображениях показано, как будут выглядеть вестибюли станций новой линии Минского метрополитена:

Станция метро "Слуцкий гостинец"
Станция метро "Слуцкий гостинец"


Станция метро "Неморшанский сад"
Станция метро "Неморшанский сад"


Станция метро "Аэродромная"
Станция метро "Аэродромная"


Станция метро "Ковальская Слобода"
Станция метро "Ковальская Слобода"


Станция метро "Вокзальная"
Станция метро "Вокзальная"


Станция метро "Франтишка Богушевича"
Станция метро "Франтишка Богушевича"


Станция метро "Юбилейная площадь"
Станция метро "Юбилейная площадь"


Часть подземных станций будет оборудована эскалаторами отечественного производства — из Солигорска. Они обеспечивают глубину подъема до 25 м, передвигаются со скоростью 75 см в секунду и могут перевозить до 9000 человек за час. На станции "Площадь Франтишка Богушевича" планируется установка двухленточных эскалаторов, а на "Вокзальной" и "Юбилейной" - четырехленточных. Перейти с одной линии на другую можно будет как пешком, так и по траволатору. Для новой ветки закупили 9 таких устройств от производителя — столичной подземки "Могилевлифтмаш". Модель для опытов завод изготовил совместно с партнерами из Китая из китайских деталей. Однако, в будущем он планирует использовать для работы белорусские комплектующие.

На третьей линии на станциях будут стоять прозрачные экраны с автоматическими дверями высотой 170 см. Это необходимо для того, чтобы пассажиры не падали под движущиеся составы. На одну станцию нужно 40 дверей, стоимость ее оснащения - $1000000. На сегодняшний день о закупке дверей было объявлено дирекцией Минского метрополитена. Однако, тендер по ним ещё не проведён. Леонид Стаховский заявил, что в этом вопросе важно не спешить, поскольку установленное оборудование должно полностью соответствовать возможностям техники. В ином случае машинисты поездов должны будут постоянно подгонять транспорт под платформенные двери. А это сильно увеличит интервал его движения. Вероятно, какое-то время 3 ветка будет без защиты от падения.

Поезда

Тендер на изготовление поездов выиграла минская компания "Штадлер", которая поставит 44 вагона с асинхронным тяговым приводом. Из них создадут 10 четырехвагонных и пятивагонных поездов. Количество сидячих мест: 168 и 212 соответственно, а стоячих - 588 и 737. На сегодняшний день поезда ещё не поставили на обкатку. Цвет вагонов — белый, чёрный, синий. Двери планируют сделать намного шире - 1,8 м. Внутреннее обустройство продемонстрировали еще 2018 году: вагоны оборудованы откидывающимися сиденьями, местами для инвалидов и USB-разъемами для быстрых подзарядок. Все поезда оснащены автосистемами управления, которые необходимы для контроля над безопасностью передвижения, сокращения растрат топлива. Однако без машинистов поезда передвигаться не будут.

Посмотрите, как выглядят поезда Stadler, которые будут курсировать по 3-й линии Минского метрополитена:

Поезд Stadler
Поезд Stadler


Как заявляет директор МинскМетростроя, загадывать о продлении линии рано.


03.11.2020